Изменение системы налогообложения и "нефтяные маневры" в отраслиИгорь Юшков убежден, что налоговый шаг в отношении нефти, который повлиял на снижение ставки налогов на экспорт и увеличение НДПИ – это результат введения в силу указов президента РФ.

В отрасли нефтепродукции изменена система налогообложения

В Госдуме Российской Федерации после проведения первого чтения было принято два законопроекта, направленные на реформирование в системе взимания налогов в нефтегазовой сфере.

Согласно основному законопроекту будет изменен Налоговый кодекс. А последующий закон предусматривает уменьшение ставки на налог по вывозу нефти до нулевой отметки и одномоментное увеличение НДПИ. С этими условиями уже согласились в отраслевом комитете Госдумы РФ, соответственно, их примут в парламенте и начнут свое действие с 1 января следующего года.

Все действия направлены на пополнение бюджета, так как сначала предусматривалось взимание 100% объема ренты. Законодатели убеждены, что государство должно в полном объеме получать доход с выработки скважины, чего не было ранее.

Это шаг на пути к изменению обстановки на нефтяном рынке внутри государства

Ранее нефтяные компании вносили налог с того объема продукта, который они добывали, после чего в результате ее экспорта за рубеж, эти организации платили и экспортный налог. Соответственно, то количество нефти, которое оставалось внутри государства облагалось налогом меньшего объема, что подталкивало на развитие производств по переработке нефти на территории РФ.

Таким образом, нефть для НПЗ внутри государства имела меньшую стоимость, чем та, которая была отправлена на экспорт. Это связано с тем, что экспортная пошлина не касалась объемов внутреннего потребления.

В связи со сложившейся обстановкой, экспортную пошлину необходимо убирать в течение последующих шести лет, а вся добываемая нефть будет облагаться стандартным налогом. Безусловно, это будет сказываться давлением на внутренний рынок, что можно наблюдать по ситуации с возрастанием стоимости на бензин в этом году.

Это пополнит федеральную казну, но, несмотря на это, компании в России не имеют желания развивать рынок внутреннего потребления, так как на рынке вне страны стоимость на нефть гораздо больше.

Правительство раздумывает о «налоговом маневре»

В связи с планируемыми изменениями возрастет стоимость на нефть внутри государства, а также вырастет цена на дизтопливо и бензин, что и является главной проблемой. В правительстве РФ сейчас решают вопрос о том, как произвести подобный маневр, чтобы это не отразилось на стоимости на топливо в пределах государства. Один из вариантов – это субсидирование заводов, то есть задержка цен на том же уровне за счет прямых выплат государства.

Белоруссия имеет значение в этом вопросе

Этот вопрос очень важен, потому что наблюдается столкновение интересов и большинства участников нефтяного рынка. В результате чего правительству РФ станет проблематично решиться на этот шаг в связи с большим числом объективных обстоятельств.

Если льготы получат все НПЗ, то многие зададутся вопросом о необходимости проведения налогового маневра, что перечеркнет весь смысл этого закона.

Кроме этого проблемы возникнут и с Белоруссией, так как в этом государстве нефть дешевая из-за Евразийского союза. Минск приобретает ее для последующей переработки в бензин и прочие нефтепродукты, после чего уже без российской пошлины реализует полученное топливо за рубеж по выгодной для себя стоимости.

Это связано с тем, что еще во времена советского союза из-за близости Белоруссии к Европе на ее территории было возведено максимальное число НПЗ для переработки топлива и его последующей продажи.

В связи с этим каждый баррель нефти Белоруссия получала на 10 долларов дешевле, чем энергоресурсы, продаваемые за рубеж государственным нефтяными компаниями, что является достаточно весомым преимуществом.

Данный вопрос остается актуальным для России и Белоруссии, поэтому введение новой системы НДПИ только углубит эту проблему.