Александр Фролов объяснил, от чего зависят цены на бензин в России
Стоимость топлива определяется биржевыми котировками, налоговой политикой и договоренностями между государством и нефтяными компаниями.
Цены на бензин в России нельзя напрямую увязать с уровнем инфляции, заявил Александр Фролов, главный редактор «ИнфоТЭК» и заместитель гендиректора Института национальной энергетики, в комментарии для ТАСС. Его слова стали ответом на предложение Сергея Миронова, лидера партии «Справедливая Россия — За правду», законодательно ограничить рост стоимости топлива в соответствии с официальной инфляцией.
Ключевые факторы ценообразования
По словам эксперта, розничные цены на бензин и дизель регулируются частично и зависят от нескольких факторов:
- Налоговая нагрузка – прежде всего, акцизы, которые ежегодно повышаются.
- Соглашения между властями и нефтяными компаниями, направленные на сдерживание роста цен в пределах инфляции.
- Биржевые котировки, которые влияют на оптовые цены, но играют меньшую роль по сравнению с другими факторами.
Фролов отметил, что вопросы ценообразования на топливо всегда вызывают общественный резонанс, однако любое вмешательство в рыночные механизмы требует тщательного анализа.
Почему дорожает бензин?
Действующие соглашения о сдерживании цен касаются только Аи-92 и Аи-95 – эти марки подорожали меньше инфляции. Основной рост цен пришелся на премиальные марки, такие как Аи-98, которые не имеют социальной значимости. Кроме того, договоренности распространяются не на все АЗС, а только на заправки крупных компаний. Независимые сети могли устанавливать более высокие цены, но крупные игроки не имели возможности на это повлиять.
Как работает демпфирующий механизм?
Отвечая на критику Миронова в адрес демпфера (инструмента, который балансирует внутренние и экспортные цены), Фролов пояснил, что 1,8 трлн рублей, выплаченные нефтяникам, – это налоговый вычет. В 2024 году нефтегазовая отрасль перечислила в бюджет значительные суммы в виде НДПИ, и часть этих средств была возвращена через демпфирующую надбавку.
Демпферный механизм был создан как часть налогового маневра, чтобы обеспечить стабильность внутреннего рынка и поддержать развитие нефтепереработки.
Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», согласился с тем, что господдержка ТЭК – не проявление щедрости, а необходимость для стимулирования инвестиций. Он также подчеркнул, что демпферные выплаты и розничные цены на бензин не связаны напрямую, а разногласия между депутатами и отраслью вызваны разным пониманием фискальной системы ТЭК.
Рассчитайте стоимость топлива и доставки
Паспорта качества на солярку
Дт евро сорт С вид 3 кл 5 (-10)
Дт евро сорт Е вид 3 кл 5 (-16)
Дт евро сорт F вид 3 кл 5 (-20)
ДТЗ класс 1 евро 5 (-30)
Смотреть все паспорта качества >>>