Только качественное топливо
Телефон: +7 (495) 974 89 98
E-mail: info@mostoplivo.ru
Заказать топливо онлайн
Спецпредложение
При заказе 1000 литров дизельного топлива доставка по Москве и МО - БЕСПЛАТНО!

Подписка на рассылку

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Почему стоимость бензина не зависит от актуальных мировых цен на нефть?

Цены на черное золото падают стремительными темпами. Тенденция снижения стоимости нефти Brent за последний месяц впечатляет – скачок превысил рубеж в 25% (с 83 до 63 американских долларов). Отсюда казался бы вполне логичным процесс падения стоимости бензина. Но в действительности наблюдается противоположная ситуация – в Российской Федерации в течение наблюдаемого периода топливо стало дороже на 10%. На самом деле все зависит от особенности ценообразования в стране – стоимость топлива более чем на 50% складывается из налогов и сборов, которые регулярно поступают в бюджет страны. Помимо этого, на окончательную стоимость бензина влияют и другие внешние причины.

Цены на бензин в России снизились.

Невероятно, но факт

9 декабря, на правительственном совещании Владимира Путина удивило подорожание бензина на фоне общего снижения цен на сырье. Он был возмущен тем фактом, что 1 декабря топливо выросло в цене на 10%, при общем понижении стоимости нефти на мировом рынке на 35%.

Росстат дал официальное подтверждение, что состоянием на первое декабря, моторное топливо на автозаправках реализовывалось уже на 9,4% дороже. За этот же период времени стоимость нефти Brent изменилась с 85,3 до 72,5 американских долларов. И тенденция сохраняется – стоимость нефти упорно продолжает снижаться. По состоянию на 12 декабря марка Brent реализовывала нефть в районе 63,7$ за баррель. Согласно Московской топливной ассоциации, автомобилисты вынуждены в среднем отдавать по 33,4 российских рубля за литр Аи-92, и 36,2 – за бензин Аи 95.

15 декабря прогнозируется рассмотрение дела органами ФАС против компаний, добывающих нефть, по поводу незаконной спекуляции ценами на рынке. Руководителям этих предприятий было отправлено предупреждение о немедленном приведении стоимости топлива в соответствие с реальной ситуацией на рынке.

Другие страны-производители нефти оказались несколько в иной ситуации. В Венесуэле, например, последние семнадцать лет стоимость моторного топлива неизменна, и весной 2014 года местное правительство в очередной раз отказалось от их дальнейшего повышения. Следует отметить, что Венесуэла реализует литр бензина по самой выгодной на мировом рынке цене – его стоимость составляет немногим больше 1 российского рубля (согласно данным агентства GlobalPetrolPrices). Выходит, что житель Каракаса заправляет бак своего транспортного средства примерно за ту же сумму, на какую россиянин может приобрести не более пары литров.

Аналогичная ситуация сложилась и в арабских странах: рядовой сириец приобретает литр бензина за 3 российских рубля, в Ливии подобная сделка обходится в 7 рублей, а в Саудовской Аравии – немногим больше 9 (цены конвертированы согласно текущему курсу). Но есть, конечно, и исключения: так, норвежскому автомобилисту придется выложить за литр порядка 120 российских рублей. Но нужно помнить, что согласно статистике прошлого года, средний уровень заработной платы в Норвегии равнялся 340 000 российских рублей (43 500 норвежских крон).

Александр Новак, занимающий пост руководителя Минэнерго Российской Федерации заявил, что в 2015 году планируется очередное повышение цены топлива на 10%. Как следствие, покупателям придется смириться, что снижения стоимости бензина не произойдет.

Но удивляться нечему – все факты закономерны, ведь стоимость нефтепродуктов на мировом рынке не оказывает сильного влияния на политику национальных производителей топлива. Существует ряд других факторов, давление которых объясняет столь парадоксальную на первый взгляд ситуацию.

Рублевые расчеты

Необходимо понимать, что бензин производится в России и реализуется за рубли. Изменение цен на нефть не оказывает прямого влияния на его стоимость для конечного потребителя.

В общении с «Лентой.ру» Михаил Крутихин предложил вспомнить основы математики. При курсе 32 рубля за доллар и нефти ценой 100$, баррель Brent обходится отечественной компании в 3200 рублей. При нынешнем курсе в 54 рубля за доллар и нефти за 65$, один баррель обходится уже в 3510 рублей.

Эти простые расчеты частично объясняют непонятное дорожание бензина на внутреннем рынке при падении стоимости сырья на внешних. С каждым днем курс рубля ставит новые рекорды. Так, 12 декабря доллар пересек отметку в 57 рублей, а евро добрался до 71.

При устойчивом курсе рубля, теоретически, конечно, возможно снижение стоимости бензина, но на практике даже в этом случае вряд ли бы произошел резкий обвал цен.

Олигополистический рынок

Естественно, в формировании цены принимают участие не только курс рубля и стоимость нефти — на нее оказывает влияет непосредственно структура отечественного рынка, где так и не была построена полноценна рыночная система. По сути, в России рынок нефтепродуктов олигополистический, где существует всего несколько серьезных игроков, имитирующие конкуренцию. Его структура зависит от конкретного региона. Так, например, в сибирском регионе практически чистая монополия, в то время как в центральной части страны действительно существует нечто, отдаленно напоминающее конкуренцию. Помимо этого, в потребительскую стоимость моторного топлива компании часто закладывают и свои расходы на инвестиционную деятельность. Для того чтобы учитывать интересны потребителей, необходимо коренным образом изменить структуру рынка.

Налоговое давление

В отсутствии влияния нефти на стоимость бензина виноват не только сдающий свои позиции рубль.

Все проясняется, если детально рассмотреть структуру цены одного литра топлива. Расходы на добычу нефти занимают в ней около 1/20 от конечной цены. На транспортировку и переработку уходит еще до 1/10. Также сюда включена средняя ставка прибыли 15% и расходы на обслуживание АЗС. Остальные составляющие – налоги и сборы в казну (акцизы, НДС, ННП, налог на добычу полезных ископаемых). Таким образом, выходит, что из цены за литр бензина в 36 российских рублей, 22 приходится на долю бюджета государства.

Михаил Крутихин уверяет, что нефтяные компании не несут ответственность за постоянное увеличение стоимости моторного топлива — вина полностью лежит на плечах государства. Ведь около 60% цены составляют государственные налоги.

Как мы знаем, со следующего года в Российской федерации планируется изменения в системе налогообложения. Они предполагают рост налога на добычу полезных ископаемых и уменьшение пошлины за экспорт. Экономисты произвели расчеты, что эти махинации должны принести государству прибыль в размере 500 млрд. рублей. По мнению Михаила Крутихина, результатом подобных манипуляций будет уверенный рост стоимости топлива в следующем году — цены могут впервые превысить отметку в 50 российских рублей за 1 литр. Он подчеркнул, что без структурных реформ в налоговой сфере эта тенденция сохранится, и бензин будет и дальше дорожать.

Григорий Сергиенко же считает, что итоговые розничные цены на топливо хоть и повысятся, но рост этот будет значительно меньше – в районе трех рублей за один литр. Он объясняет это тем, что вся налоговая нагрузка на компании будет перенесена ими на конечного потребителя, то есть рядового автомобилиста. По его расчетам, изменения в цене будут заметны уже в конце первого квартала 2015 года.

Можно сделать вывод, что, к сожалению, моторное топливо в России не станет дешевле, даже если на мировом рынке произойдет обвал. Во всем виновата олигополистическая структура рынка и налоговое давление со стороны государства. Все издержки переносятся на плечи потребителей – их мнение мало кого интересует. Так как повышение налогов уже произошло, на снижение цен рассчитывать уже не приходится. Поэтому остается только надеяться, что прогнозы о 50 рублях за литр не оправдаются.