Инновации от ученых из Томска, удешевляющие производство бензинаНад новыми технологиями по утилизации газового конденсата ученые работали долгие годы, стремясь найти способ удешевить тем самым производство бензина для внутреннего рынка. Похоже, ученые из Томского НИИ нашли способ правильно перерабатывать не только конденсат, но и попутные нефтяные газы, вследствие чего смогли успешно решить одну из наиболее актуальных на сегодня проблем по утилизации ПНГ. Благодаря этому производство бензина будет значительно удешевлено, позволив в будущем более грамотно и экономно расходовать нефтяные запасы страны.

Как отмечает руководитель лаборатории ТПУ господин Ерофеев Владимир, являющийся заслуженным академиком РАЕ, деятелем науки РФ и доктором технических наук: «В газовом конденсате содержится порядка 80% бензиновых испарений, которые можно и нужно использовать для производства топлива. Так, если для получения, к примеру, 10 тыс. тонн высокооктанового бензина требуется порядка 100 тыс. тонн нефти, то благодаря нашей технологии на это потребуется уже только 15 тыс. тонн, что получается намного выгоднее. Мы очень надеемся, что наша технология, основанная на активном применении нанотехнологий, получит практическое применение».

По словам ученого, все типы нефти содержат фракции, пригодные для получения из них высококачественного бензина, соответствующего стандартам Евро-5 и Евро-6. В то же время в отличие от нефти газовый конденсат перерабатывать с целью получения из него бензина намного сложнее и требует применения определенных технологий. Причина – инертность молекул этана и метана, которые трудно во что-то преобразовать вследствие их сложности взаимодействия с молекулами других частиц. Именно по этой причине газ, выделяемый в ходе переработки нефти на большинства комбинатах просто сжигается и мы потенциально теряем уникальную возможность применять его с пользой.

Русские ученые из Томского НИИ нашли способ эффективно перерабатывать конденсат и получать из него бензин, дизельное топливо и другие ценные продукты, используя для этого методику модифицирования наноструктурированных катализаторов цеолитного типа. Как уточнил ученый: «Важной особенностью таких катализаторов в отличие от других является то, что они имеют микропористую структуру высокорегулярного типа, причем по размеру они схожи с молекулами бутана и пропана. В каждой микропоре есть активный кислотный центр и при попадании молекулы в нее она приобретает повышенную подвижность. Это в свою очередь позволяет молекулам активно преобразовываться в ходе специальных химических процессов, образуя те или иные продукты нефтепереработки, полезные и нужные доя производства.

В настоящее время экспериментальная переработка газового конденсата на бензин производится в специальных установках каталитического типа, где газообразная или бензиновая фракция, поступая в специальный реактор, вначале нагревается, а потом ступает в контакт с катализатором – оксидными системами и цеолитами. В ходе сложного химического процесса получатся высокооктановый бензин уровня Евро-5 и даже Евро-6. Сегодня такие установки приобрели мобильный тип, что облегчает возможность их монтажа практически на любом нефтеперерабатывающем заводе. Многие предприятия, работающие в нефте- и горнодобывающей отрасли начинают интересоваться такими инновационными разработками российских ученых.